Свободное радио и телевидение тысячи холмов
Свободное радио и телевидение тысячи холмов (фр. Radio Télévision Libre des Mille Collines, RTLM, RTLMC, в русскоязычной литературе «свободное» часто опускается) — руандийская радиостанция, вещавшая с 8 июля 1993 года по 31 июля 1994 года1, разжигавшая межнациональную рознь и подстрекавшая к геноциду в Руанде в 1994 году. Является наиболее употребимым примером «радио ненависти»(то есть медиа, которое сеет всяческого рода социальную рознь и неприязнь).
История
Название радиостанции происходит от прозвища Руанды — «земля тысячи холмов». Заявленной целью станции было создание условий для гармоничного развития в руандийском обществе.
Это была частная радиостанция, аффилированная с государственной станцией «Радио Руанды» и получавшая от неё финансирование. Его сотрудниками были исключительно хуту и оно характеризовалось исключительной предвзятостью по отношению к тутси. Оно не только распространяло пропаганду против тутси, но и прямо призывало истреблять их, вплоть до перечисления подлежащих убийству людей с адресами их проживания1.
Призывы обычно делались с использованием иносказаний, которые, как установил Международный трибунал по Руанде, однако, были однозначно понятны слушателям-руандийцам. Примерами таких призывов были «валите высокие деревья» и «истребляйте тараканов».
Некоторые люди — включая бельгийского посла и сотрудников нескольких гуманитарных организаций — осознавали опасность станции и призывали международное сообщество закрыть её. Однако западные дипломаты частью не воспринимали опасность всерьёз, частью считали вмешательство в деятельность частной радиостанции недопустимым нарушением свободы слова. Запад ограничился обращениями к президенту Руанды Хабиаримане, который обещал разобраться, но ничего не делал. Как американский, так и французский послы возражали против принятия мер к радио. Американский назвал его лучшим радио для получения информации, а его эвфемизмы — имеющими различные интерпретации.
Роль радио в геноциде в Руанде
Особую роль в разжигании геноцида сыграли политические обозреватели радиостанции. Среди них Анани Нкурунзиза. В его ведении были новости и подробные рассказы слушателям об иностранной прессе. Его местонахождение до сих пор не установлено. Его виновность в преступлениях геноцида доказывают конкретные расшифровки сводок новостей:
Анани Нкурунзиза: Я верю, что скоро взойдёт заря! Для тех из вас, кто молод и не знает этого слова, заря — это первый свет солнца в начале нового дня. Займётся тот день, когда не останется больше тараканов на земле Руанды. Слово «иньензи» (тараканы, презрительное название тутси) будет забыто навсегда.
Также огромную роль в разжигании межнациональной розни сыграл Хабимана Кантано, который, по сути, являлся основной звездой радио. Считается, что он обучался журналистскому делу в Ленинграде и даже издавал собственную националистическую газету. Кантано скрылся от преследования и, по неофициальным данным, умер от СПИДа в конце 1990-х годов в Демократической Республике Конго.
Кроме того, факт геноцида не раз отрицался, в том числе, главным редактором RTLM, Гаспаром Гаиги, который после известных событий сбежал в Заир, где даже издавал собственную газету
Во время действования Международного трибунала по Руанде ответчиками были сотрудники не только «Свободного радио Тысячи холмов», но и главный редактор газеты «Кангура» Хасан Нгезе, который, в свою очередь, разделял взгляды руководства RTLM. Были среди решений трибунала и пожизненные заключения за журналистскую деятельность, так, подобному наказанию подвергся Бернар Мукинго, открыто призывавший вооружиться и начать борьбу хуту, как приоритетного большинства, против тутси, Валери Бемерики, позднее сбежавшая в Заир, арестованная и осужденная на пожизненное заключение, и прочие.
Конкретными подсчётами влияния радио на резню между тутси и хуту занялся доцент-экономист Гарвардского университета Дэвид Янагизава-Дротт. Основываясь на физических законах распространения радиоволн, он вывел довольно занимательную формулу. Поскольку в распоряжении RTLM было два передатчика — один в Кигали, а другой на горном пике Муэ, а Руанда действительно сплошь покрыта горами, то горы перекрывают путь радиосигналам. Поэтому в некоторых селениях нет приёма или же частичное покрытие. С помощью карты рельефа учёный с легкостью рассчитал уровень сигнала в каждой точке страны. Исходя из данных, сколько именно человек в каждом селении было осуждено за геноцид, он выявил, что в зоне уверенного приёма радио их число было гораздо больше, чем в местах, где сигнала не было. Таким образом, экономист публично доказал влияние радио пропаганды на возникновение резни между тутси и хуту.
Участие ведущих звёзд «Свободного радио тысячи холмов» подтверждено их собственными словами, однако одни списывают все на действия правительства, другие же — на собственную неуравновешенность и отсутствие прозорливости. Валери Бемерики признаётся:
Я призывала хуту убивать тутси. Я должна была называть в эфире места, где они скрывались. Организация геноцида была очень тщательной. На всех уровнях мы получали информацию о местах их нахождения. Мы объясняли по радио, что тутси прячутся, чтобы потом напасть на хуту. Мы совершили глупость. Мы не были бдительными. Мы верили в то, что говорили наши власти. Мы им доверяли. Мы признаём, что мы согрешили, поэтому сегодня мы становимся на колени и просим прощения.
Дэвид Янагизава-Дротт же в своём исследовании и вовсе подводит нас к тому, что именно государственные СМИ, подобные RTLM являются извечными причинами внутренних межнациональных конфликтов. Более того, он переводит свои аргументы в сферу цифр и показателей, которые наглядно доказывают его правоту. Так, в Руанде за всё время резни погибла 51 тысяча людей, которые определённо могли бы жить дальше, если бы радиопередатчики вовремя прекратили свою работу.
Википедия